Вызов ветеринара на дом в Москве

Ветеринарные клиники России: адреса, телефоны, отзывы посетителей

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
Гостей - 72

Посетителей нет.

Популярное

 

 

Проблемы и перспективы отечественного высшего ветеринарного образования

Версия для печати

Современный выпускник ветеринарного факультета все смелее смотрит на зарубежный рынок труда и естественно задается вопросом, когда отечественный диплом будет признан в странах Европы, США, Канады? Российское высшее образование никогда не отделяло себя от европейского. Логичное решение — постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, одновременно определяя собственную специфику.

В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и этим добровольным актом в значительной мере предопределила так называемое «болонское» направление и контуры национальной образовательной реформы. Несмотря на то что о путях реформирования отечественного высшего образования по-прежнему спорят, Федераль-ный закон о многоуровневой системе образования в РФ принят, и остается определить, как именно надо реализовать принципы Болонского процесса в условиях российской действительности.

Болонская система сегодня — это магистральная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде принципов.

Основополагающие из них:
многоуровневое высшее образование (бакалавр, магистр, доктор);
введение системы академических кредитов (европейский академический кредит — единица измерения трудоемкости изучения дисциплины, учитывающая общую учебную нагрузку студента, суммарное время, потраченное в аудитории и вне ее на овладение программой), которая нужна как для поддержания академической мобильности студента так и для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине;
обеспечение мобильности профессорско-преподавательского состава (возможность научных стажировок в зарубеж-ных вузах, работы по совместным научным проектам);
система управления качеством образования (внутривузовская и единая европейская, с совместно разработанными критериями);
выдача единого европейского приложения к диплому бакалавра, магистра (на государственном языке своей страны и на международном).

Многие представители вузовской общественности «Болонский процесс» и «Реформу высшего образования России» воспринимают как синонимы. Однако фактически это разные процессы, каждый из которых работает в своей плоскости. Болонский процесс — это международный механизм согласования, взаимопонимания, оптимизации отношений между странами и образовательными системами, но не механизм реформирования образования той или иной страны. Механизм российской реформы высшего образования проходит в плоскости национальных стратегий социально-экономического развития с учетом реальных потребностей и возможностей страны.
Образовательная реформа в нашей стране была начата в 1997 г. и направлена на совершенствование социально-эконо-мического образования в России и систем вузовского управления. В процессе подготовки реформы о Болонском процессе даже не упоминали, зато в дальнейшем стало очевидно, что лучший опыт российских вузов связан именно с программами двухуровневой подготовки.

К моменту подписания Болонского соглашения образовательная реформа в России заметно пробуксовывала.

Достаточно вспомнить неудачные государственные стандарты 1990-х по бакалавриату и магистратуре, в т.ч. и по ветерина-рии, вызвавшие полное недоумение у работодателей и причинившие большие огорчения профессорско-преподаватель-скому составу ветеринарных факультетов России.

Поредевший за годы перестройки профессорско-преподавательский корпус наших факультетов (выпускники и сегод-ня не стремятся оставаться на кафедрах, а уходят в бизнес и частную практику) стоически переносил неудачный экспери-мент, работая подчас не только сверхурочно, но и бесплатно, из профессионального патриотизма и чувства долга перед студентами, ради сохранения престижа профессии ветеринарного врача. В год празднования 200-летнего юбилея высшего ветеринарного образования России мы должны сердечно их поблагодарить за этот подлинный героизм. Тогда Минобразования России с пониманием отнеслось к просьбе ветеринарного образовательного и научного сообщества отменить для врачебной ветеринарной специальности 4-летний срок обучения и оставить моноуровневую специальность «Ветеринария» по очной форме — с 5-летним сроком обучения.

На Международном конгрессе практикующих ветеринарных врачей, ежегодно проходящем в Москве под эгидой Ассоциации практикующих ветеринарных врачей и крупных компаний в области зооиндустрии, стало правилом посвя-щать заседания Круглого стола вопросам качества ветеринарного образования. Все участники Круглого стола (а среди них можно видеть руководство ветеринарных служб субъектов РФ, практикующих ветеринарных врачей клиник Моск-вы, Санкт-Петербурга и других городов, ответственных работников Минсельхоза России, представителей научных ве-теринарных учреждений, деканов ветеринарных факультетов вузов РФ, Белоруссии, Украины) понимают, что необходимость в переменах подошла вплотную.

Что же происходит с высшим ветеринарным образованием сегодня?
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 №232-Ф3 в РФ установлены следующие уровни ВПО: бакалавриат (первый уровень) и подготовка специалиста или магистратура (второй уровень). Нормативные сроки освоения основных образовательных программ ВПО по очной форме обучения в вузах РФ составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — 4 года; «специалист» — не менее 5 лет; «магистр» — 2 года. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях ВПО: диплом бакалавра, диплом специалиста и диплом магистра.

Многие передовые российские вузы, которые давно и активно изучают опыт зарубежных высших школ, а сегодня на практике реализуют принципы построения гибких высокотехнологичных образовательных систем на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, не ставят целью внедрить все принципы Болонского процесса. Свою основную задачу они видят в том, чтобы из опыта зарубежных коллег взять на вооружение все лучшее, повысив тем самым эффективность обучения и, следовательно, конкурентноспособность своего выпускника.

Однако подавляющее большинство российских вузов, особенно региональных, к которым относятся и аграрные, пока не приступили к активным шагам по внедрению болонских требований в образовательную практику.

Ветеринарные факультеты, а их только в ведении Минсельхоза России 43, уже более 4 лет ждут организационных действий от УМО вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии. Сейчас очевидно, что УМО нуждается в притоке свежих сил, владеющих современными информационными технологиями, желающих работать демократично и идти в ногу с происходящими в российском высшем образовании реформами.

Последнее совещание деканов ветеринарных факультетов не внесло существенных изменений и дополнений в дей-ствующий ГОС. Хотя уже тогда было ясно, что специальности «Ветеринария» тесно в рамках действующего ГОС; 30 лет назад всех мог удовлетворить «ветеринарный врач широкого профиля», сегодня многие специализации на рынке труда фигурируют как отдельные профессии (ветеринарный врач-рентгенолог, врач по УЗИ-диагностике, вирусолог, микроби-олог, биохимик и др.). В действующем ГОС, который явно отстает от ветеринарной практики, специализации «втиснуты» в 5-летний курс обучения, что ничем не лучше 4-летнего бакалавриата. К сожалению, и в 2004 г. не прозвучало докладов о европейском опыте подготовки ветеринарных врачей, но самое главное, так и не была создана полноценная рабочая группа для изучения принципов Болонского процесса, опыта подготовки ветеринарных врачей вузами европейских стран, США, Канады и для работы над проектом ФГОС нового поколения. Сегодня наиболее активные ветеринарные факуль-теты самостоятельно изучают опыт зарубежных коллег и корректируют свои вузовские рабочие учебные планы в соот-ветствии с требованиями современного рынка труда.
В 2003 г. из специальности «Ветеринария» отпочковалось направление «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Опыт данной работы необходимо было изучать и совершенствовать, примерять к другим специализациям. Сегодня ра-ботодатели хотят получать от вузов специалиста с конкретными знаниями в той или иной области ветеринарной дея-тельности, а не полуфабрикат широкого профиля, который необходимо год-два доучивать. А ведь у работодателя нет лицензии на образовательную деятельность. Очевидно, что назрела необходимость создания центров дополнительного (поствузовского) профессионального образования, которые могут взять на себя функции узкопрофильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дипломированных ветеринарных врачей с последующим присвоением им соответствующей квалификации. Конечно, дополнительное профессиональное образование в области ветеринарии также нуждается в разработке и утверждении соответствующих профессиональных стандартов, с помощью которых можно будет контролировать качество предоставляемых образовательных услуг и гибко реагировать на требования рынка тру-да по подготовке специалистов для различных областей ветеринарной деятельности.

Минобрнауки России согласен пока сохранить по специальности «Ветеринария» квалификации «ветеринарный врач» моноуровневую систему образования с 5-летним сроком обучения. Однако это не освобождает наши ветеринарные факультеты, профессорско-преподавательский состав от необходимости участвовать в реформе высшего образования России, ориентированной на требования Болонского процесса, изучать европейский опыт подготовки ветеринарного специалиста и внедрять основные принципы Болонского процесса. Самоизоляция вузов, в т.ч. ведущих ветеринарных, от единого европейского образовательного пространства может привести только к их деградации и потере конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда.

Еще одна проблема — система лицензирования ветеринарной деятельности. В европейских странах эта система от-лажена и стимулирует практикующих ветеринарных врачей к непрерывному повышению своего профессионального уровня, освоению новых методов диагностики и лечения. В нашей же стране иной раз лечат и оперируют вчерашние сту-денты, принимающие шуршание шерсти под мембраной фонендоскопа за воспаление легких и выписывающие «убойные» антибиотики пациентам, нанося вред не только животным, но и экологии в целом. Остановить этот «лечебный беспредел» пока нет возможности, необходимо внести соответствующие дополнения в законодательство в области ветеринарной деятельности, ввести систему сертификатов в сфере поствузовского профессионального образования и сделать многое другое.

Не менее опасно для общества выпустить вчерашнего школьника после 4 лет обучения на ветеринарно-санитарном факультете с дипломом о высшем ветеринарном образовании и обязывающей записью в нем «Бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы». В зарубежных странах просто невозможно найти ветеринарных санитарных экспертов, у которых за спиной в качестве опыта лишь 4-летний вузовский курс. Сейчас Россельхознадзор не скрывает, что выпускников приходится год-два доучивать и стажировать, оформляя лишь на рядовые лаборантские должности, при этом остро нуждаясь в квалифицированных санитарных врачах. А сколько надо будет затратить средств и времени работодателям на доучивание «четырехлетних бакалавров»? Выпускники-бакалавры сами чувствуют, что их уровень пока не устраивает работодателя, и большинство вынуждены учиться еще год для получения диплома специалиста. Однако в соответствии с Федеральным законом № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г., обучение бакалавра на специалиста будет засчитываться как второе высшее образование, которое в нашей стране предоставляется только на платной основе. А все ли смогут себе это позволить? Здесь есть над чем подумать УМО вузов и работодателям.

Руководители федерального ветеринарного надзора субъектов РФ в 2006 г. обращались в профильное УМО вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии на базе МГАВМиБ им. К.И. Скрябина и в Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России с предложением усилить их учебные программы как с точки зрения ветеринарного законодательства, так и в целом дисциплинами   ветеринарного   профиля.   Совсем   недавно одна из основных ветеринарных специализаций (приказ Минобразования России от 14.01.2003 г. № 39) была утверждена как экспериментальная специальность «Ветеринарно-санитарная экспертиза», что в целом было одобрено ведущими ве-теринарными вузами и факультетами. К сожалению, УМО вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии тогда отнеслось к данному событию отрицательно. Поэтому направление подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза» с двухуровневой системой образования закреплено не за УМО по образованию в области зоотехнии и вете-ринарии, а за УМО по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения на базе Мос-ковского государственного университета прикладной биотехнологии (бывший Мясо-молочный институт), а он уже много лет в ведении Минобразования России.

Сегодня научно-методические центры по изучению и внедрению принципов Болонского процесса, созданные по инициативе Минобрнауки России, предостерегают вузы именно от механического перехода на бакалавриат и магист-ратуру, без учета своих сегодняшних кадровых и материально-технических возможностей, без активного изучения зару-бежного опыта, без создания системы качества высшего образования. Почему бы и не готовить за 4 года бакалавра в об-ласти ветеринарии, если абитуриент придет уже со средним профессиональным багажом? Варианты работы с профиль-ными колледжами многообразны. Передовые российские вузы давно поняли необходимость подготовки «своего» аби-туриента и работают на уровне общеобразовательных школ. В основе успеха такой работы заложено качество образования, но многие вузы ведут эту работу не в качественном, а в количественном смысле — ради «ускоренного метода обучения». Увлеклись этим и в высшем ветеринарном образовании, ведь обучение по сокращенным профессиональным программам, так же как и заочное, везде платное.

Директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России И. К. Рождественский считает, что проблемы ветеринарии надо решать в комплексе, давно назрела необходимость в разработке Единой концепции кадровой политики ветеринар-ной службы РФ. В Концепции необходимо четко изложить задачи ветеринарной службы, науки и образования на совре-менном этапе, подчеркнуть необходимость внедрения непрерывной системы обучения в области ветеринарии, заложить законодательные основы поствузовского профессионального образования в ветеринарии и постоянного повышения квалификации ветеринарных специалистов, т.к. от профессионального уровня врача во многом зависит продоволь-ственная безопасность страны, здоровье животных и всего человечества.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также настоятельную просьбу Минобрнауки России ускорить работу над проектами ФГОС нового поколения, Департамент научно-технологической политики и образования запланировал до конца 2008 г. провести совещание-семинар деканов ветеринарных факультетов вузов Минсельхоза России на базе Дон-ского государственного аграрного университета. Будем надеяться, что многие деканы приедут с собственным видением дальнейшего развития высшего ветеринарного образования в России.



Н.Н. Кондричева, консультант-помощник отдела образования Минсельхоза России, ветеринарный врач (Москва)

 

 

Поделиться с друзьями

Работа для ветврачей

Все вакансии
Поиск вакансий

Последние объявления

Голосования

Готовы ли Вы платить за курсы повышения квалификации?
 

Последние публикации

Ветеринария для профессионалов © 2008