Восьмилетняя кастрированная сука золотистого ретривера поступила в клинику в связи с прогрессирующей хромотой на правую заднюю конечность и полиурией/полидипсией. В мышцах задней конечности пальпировались множественные мягкотканые новообразования. На основании исследования аспирата был поставлен предположительный диагноз саркомы. Компьютерная томография задней конечности и грудной клетки подтвердила наличие и локализацию новообразований, ни одно из которых не было связано с костями конечности. Кроме того, было обнаружено два очага в правой краниальной доле легкого. Диагноз хондросаркомы был подтвержден гистологически, окончательный диагноз - внескелетная хондросаркома. Была проведена высокая ампутация задней конечности и начата химиотерапия. Полиурия и полидипсия исчезли через две недели после операции. На рентгеновских снимках, сделанных в период наблюдения через 73 дня после операции, были видны многочисленные очаги, возможно, метастазы. После этого контакт с владельцем животного был потерян.
Введение
Хондросаркома - вторая по распространенности первичная костная опухоль, составляющая примерно 10 % от всех первичных опухолей костей у собак [6]. Чаще всего хондросаркомы развиваются из хрящевых или костных клеток-предшественников; однако могут развиваться в местах, где хрящевая ткань в норме отсутствует [6, 16]. Хондросаркомы могут развиваться в мягких тканях, как полагают, в результате дифференциации примитивных мезенхимных клеток [6, 16]. Эти недифференцированные мезенхимные клетки сохраняют способность к дифференциации в любые специализированные соединительно-тканные клетки.
Цитокины и факторы роста, содержащиеся в ткани, непрерывно стимулируют эти клетки и могут вызвать злокачественную трансформацию [6, 16]. Первичные хондросаркомы поражают в основном добавочный скелет и описаны также в черепе, молочных железах, языке, пальцах, почках, сальнике, трахее, суставной полости, подкожной клетчатке, гортани, легком, перикарде, правом предсердии, митральном клапане, аорте, селезенке, дистальной части мочеиспускательного канала, печени и в забрюшин-ном пространстве [1-8, 10-13, 16, 19, 21). Частота случаев первичной хондросаркомы вне скелета у собак, по опубликованным данным, составляет 1-13 % [6, 16]. Частота случаев внескелетной хондросаркомы у людей -1,7% [12].
История болезни
Восьмилетняя сука золотистого ретривера, кастрированная, массой 31,5 кг, поступила в университетскую ветеринарную клинику Корет в связи с прогрессирующей хромотой на правую заднюю конечность и подозрением на полиурию и полидипсию. За два месяца до обращения в клинику хромоту лечили последовательно нестероидными противовоспалительными препаратами и преднизолоном; однако функция конечности медленно, но непрерывно ухудшалась. За несколько недель до обращения в клинику и до начала применения преднизолона владелец заметил полиурию и полидипсию.
В день обращения в клинику была отмечена выраженная хромота при опоре на правую заднюю конечность. В ягодичных мышцах пальпировалось одиночное мягкотканое новообразование. Оно было подвижным, без очевидных спаек с нижележащей костью и болезненным при пальпации. Еще одно новообразование похожего размера было обнаружено в толще группы приводящих мышц. Оно было безболезненным при пальпации. Проксимальнее и дистальнее коленного сустава при пальпации были обнаружены множественные, линейно расположенные мягкотканые новообразования диаметром 1-2 см.
Был сделан полный клинический анализ крови, биохимический анализ и анализ мочи. Из отклонений отмечены только гиперкальциемия (общий кальций 3,17 ммоль/л, норма 1,87-2,83), изостенурия (плотность мочи 1,010) и легкая протеинурия (75 мг/дл). УЗИ брюшной полости не показало аномалий. Из новообразований в каждой из четырех локализаций, а также из подколенного лимфатического узла взяли пунктат для цитологического исследования.
Из пунктата приготовили несколько мазков, которые окрасили по Райту и исследовали цитологически (рис. 1).
Рис. 1. Микрофотографии цитологического препарата из пунктата новообразования. Веретеновидные клетки характеризуются анизоцитозом и анизокариозом. Цитоплазма некоторых клеток содержит вакуоли, число митотических фигур (показаны стрелками) от 1 до 2 в поле зрения на большом увеличении. Модифицированная окраска по Райту: длина линии 20 мкм
Мазки содержали большое количество беспорядочно ориентированных веретеновидных клеток, иногда располагавшихся крупными скоплениями. Отмечены анизоцитоз, анизокариоз, высокое соотношение объемов ядра и цитоплазмы, крупные выраженные ядрышки и базофилия цитоплазмы, а также много митозов (1-2 в поле зрения на большом увеличении).
Клетки были заключены в обильный бесклеточный, однородный, эозинофильный матрикс, иногда с волокнистой структурой, видимой на большом увеличении. Такое строение характерно для коллагена, остеоидного или «хондроидного» матрикса, и в некоторых местах матрикс имел вид крупных комков. В свете таких цитологических свойств был поставлен предположительный диагноз саркомы, а основными дифференциальными диагнозами были остеосаркома, оссифицирующая фибросаркома или хондросаркома.
Для определения стадии заболевания была сделана компьютерная томография (КТ) правой задней конечности и грудной клетки. КТ правой конечности (рис. 2)
Рис. 2. Изображение обеих задних конечностей на уровне диафиза бедренной кости, полученное методом КТ с контрастированием. Видны два новообразования в толще мышц правой задней конечности (показаны стрелками)
показала многочисленные рентгенонепрозрачные новообразования от 0,5 до 13 см в диаметре, расположенные внутри мягких тканей, между вертлужной впадиной и предплюсной. КТ грудной клетки показала два новообразования диаметром 0,5 см в правой каудальной доле легкого (рис. 3).
Рис. 3. Результаты КТ грудной полости с контрастированием. В правом легком виден очаг диаметром 5 мм, возможно, метастаз (показано стрелкой)
Была сделана ножевая биопсия четырех представительных новообразований, и образцы отправлены на гистологическое исследование.
При микроскопическом исследовании биоптатов были обнаружены островки хряща в толще скелетных мышц (рис. 4).
Рис. 4. Микрофотографии гистологических срезов новообразований задней конечности. Множественные хондроидные клетки разного размера, расположенные в виде островков в толще мышц. Обратите внимание на выраженный анизоцитоз. Окраска гематоксилин-эозином, длина линии - 200 мкм
В центре островков хрящевых клеток клетки располагались в полости, окруженной аморфным эозинофильным хрящеподобным матриксом.
Отмечены пучки веретеновидных клеток с выраженными ядрышками и умеренным объемом цитоплазмы, анизокариоз, отдельные многоядерные клетки и, в среднем, по одной митотической фигуре на поле зрения при большом увеличении. В полостях обнаружены множественные хондроциты. Был поставлен окончательный диагноз внескелетной хондросаркомы с поражением легких (возможно, метастазами).
На этом этапе владельцу было предложено несколько вариантов паллиативного лечения, включая ампутацию и лучевую терапию, с химиотерапией или без. Владелец выбрал ампутацию и последующую химиотерапию. Химиотерапия была рекомендована несмотря на диагноз хондросаркомы в связи с подозрением на метастазы, а также аномальными биологическими характеристиками и быстрым ростом первичных опухолей.
Перед операцией была сделана премедикация 0,03 мг/кг ацепромазина (Промак для инъекций; Форт Додж) одновременно с 0,5 мг/кг морфина (морфина гидрохлорид; Тева) п/к. После индукции наркоза -1 мг/кг пропофола (Дипрофол 1 %; Таро Фармасьютикал Индастриз Лтд.) и 0,5 мг/кг диазепама (Асси-вал; Тева) в/в. Затем было введено 0,1 мг/кг морфина путем эпидуральной инъекции. В дополнение перед операцией было введено 0,5 мг/кг кетамина в/м (Клоркетам; Ветохинол), а во время операции его вводили путем внутривенной инфузии с постоянной скоростью 10 мкг/кг в минуту.
Ампутация задней конечности была проведена путем дезартикуляции тазобедренного сустава и полного удаления всей мускулатуры конечности. При таком способе удалось провести ампутацию с захватом здоровых тканей 1-2 см.
Подкожные ткани и кожу ушивали обычным способом. Нижнюю конечность целиком отправили на гистологическое исследование. Кетамин (клоркетам; Ветокинол) вводили путем внутривенной инфузии с постоянной скоростью 2 мкг/кг в минуту в первые 24 часа после операции. Кроме того, сразу после операции применяли пластырь с фентанилом 250 мкг/ч (Дурогезик; Янссен-Силаг Лтд.) и дополнительно морфин в дозе 0,5 мг/кг п/к в первые 24 часа.
Восстановление прошло без особенностей, и собаку выписали домой с назначением цефалексина (Цефорал® Тева) 25 мг/кг внутрь каждые 8 часов в течение 5 суток и карпрофена в дозе 2,2 мг/кг (Римадил® Пфайзер) внутрь каждые 12 часов в течение 5 суток.
Макроскопически новообразования имели вид четко очерченных, дольчатых, не инкапсулированных структур от 0,5 до 13 см в диаметре. Все новообразования были окружены скелетными мышцами и небольшим количеством жировой ткани. Поверхность разреза была гладкой, белой и плотной, что характерно для хряща. Более крупные образования имели центральную зону некроза, придающую им вид кист. Гистологический анализ подтвердил диагноз внескелетной множественной хондросаркомы без признаков сращения с костью или периостом. При контрольном осмотре через 14 дней после операции собака нормально передвигалась на трех конечностях. Владелец сообщил, что полиурия и полидипсия исчезли; концентрация кальция в крови неизвестна, так как владелец отказался от анализа крови. Через 14 суток после операции была начата химиотерапия доксорубицином (Доксорубицин® Тева) в дозе 30 мг/м2 в/в с интервалом 21 суток. На 73-й день после ампутации и после трех курсов химиотерапии был сделан рентген грудной клетки, показавший множественные рентгеноконтрастные очаги в полях легких (рис. 5).
Рис. 5. Рентгеновский снимок грудной клетки в боковой проекции. В полях легких видны множественные очаги, возможно, метастазы
На этом этапе владелец отказался от дальнейшего лечения и не явился на последующий контрольный осмотр.
Обсуждение
В ветеринарной литературе имеются отдельные публикации о внескелетной хондросаркоме. Однако, насколько известно авторам, случаи множественной внескелетной хондросаркомы у собак ранее не описывались.
Хондросаркомы - обычно медленно растущие опухоли, для которых характерно агрессивное поведение с прорастанием в окружающие ткани и метастазированием на более поздних стадиях болезни [6].
В данном случае течение болезни было очень агрессивным с ростом множественных новообразований, некоторые из них были болезненными. Хондросаркомы склонны метастазировать в легкие; по данным литературы, это происходит через 3-17 недель после хирургического удаления [17, 20]. В данном случае клиническое течение болезни было очень быстрым. Два очага в легких, вероятно метастазы, уже имелись на момент первого обращения в клинику.
Через три месяца после постановки диагноза на рентгеновских снимках грудной клетки наблюдалась картина, характерная для широкого метастазирования, во всем поле легкого. Хотя при клиническом осмотре не было обнаружено дополнительных новообразований, как при первом обращении, так и при последующих визитах, КТ всего тела могла бы помочь лучше определить стадию заболевания. В данном случае признаки локального рецидива, часто встречающегося при неполном иссечении хондросарком, отсутствовали, однако период последующего наблюдения был ограничен тремя месяцами после операции. У собак описана хондросаркома, развившаяся в результате злокачественной трансформации множественных хрящевых экзостозов (МХЭ). В таких случаях собаки обычно заболевают в молодом возрасте, и злокачественная трансформация происходит в среднем в 7 лет [6, 14]. Множественные хрящевые экзостозы - нарушение роста костной ткани, характеризующееся многочисленными разрастаниями, покрытыми хрящом. Обычно экзостозы развиваются на поверхностях костей, образовавшихся путем эндохондрального окостенения, чаще всего на позвонках, ребрах и длинных костях конечностей. Поражения обычно двухсторонние и развиваются у собак с незрелым скелетом. Связь с костью не является необходимым условием для множественных хрящевых экзостозов. В одном описанном случае большая часть экзостозов не была прикреплена к подлежащей кости [9]. Случаи множественных экзостозов обычно диагностируются предположительно на основании рентгеновских снимков, а окончательно - по результатам гистологического анализа. Прогноз при этом заболевании - от осторожного до неблагоприятного. Один возможный сценарий для клинической картины в данном случае - злокачественная трансформация неприкрепленных экзостозов [15] с вторичным локальным метастазированием в мышцы. Мы не обнаружили признаков множественных экзостозов при клиническом осмотре и в анамнезе, и односторонняя природа повреждений также не характерна для множественных экзостозов.
Полагают, что метастатическое распространение хондросаркомы происходит гематогенным путем [5]; однако линейное расположение некоторых новообразований в данном случае может свидетельствовать о том, что одно из новообразований - первичное, а остальные образовались за счет метастазирования. Нам не удалось идентифицировать первичную опухоль клинически. Этому препятствовало наличие множественных опухолей и их беспорядочное распределение в мышцах задней конечности. Еще один возможный сценарий, объясняющий многоочаговую природу поражения в данном случае, - несколько первичных опухолей. В литературе описан случай подозрения на две первичные хондросаркомы в уретре немецкой овчарки [5].
Необходимость хирургического удаления всех новообразований с соблюдением рекомендованных границ не позволила нам сохранить конечность по причине большого числа новообразований и их тесной связи с крупным нервно-сосудистым пучком голени. Владелец отказался от других вариантов лечения, например применения анальгетиков и высокодозированной лучевой терапии. Ампутация конечности была выбрана в качестве основного лечения. Была рекомендована дополнительная химиотерапия в связи с многоочаговым и/или метастатическим поражением. Хотя в литературе нет свидетельств в пользу химиотерапии в таких случаях, показано, что дополнительная химиотерапия доксорубицином позволяет повысить время выживания после хирургического удаления мягкотканых сарком высокой степени злокачественности [14, 18]. Полидипсия и полиурия, как и отклонения при анализе мочи, исчезли через две недели после операции. Мы полагаем, что эти изменения представляли собой паранеопластические аномалии и развились вследствие гиперкальциемии.
Литература
1. Anderson W.L.CarberryC.A., King J.M., Trotter E.J. & De Lahunta A. Primary aortic chondrosarcoma in a dog//Veterinary Pathology, 1988, 25,180-181.
2. Chikata S., Nakamura S., Katayama R., Yanagi-sawaS., MatsuoY.Yamanel. &TakahashiK. Primary chondrosarcoma in the Liver of a Dog // Veterinary Pathology, 2006, 43, 1033-1036.
3. Craig L.E., Julian M.E. & Ferracone J.D. The diagnosis and prognosis of synovial tumors in dogs: 35 cases // Veterinary Pathology, 2002,39,66-73.
4. Davidson J.R. Canine and feline chondrosarcoma// Compendium on Continuing Education for the Practicing Veterinarian, 1995, 17, 1109-1114.
5. Davis G.J. & Holt D. Two chondrosarcomas-in the urethra of a German shepherd dog // Journal of Small Animal Practice, 2003, 44, 169-171.
6. Dernell W.S., Ehrhart N.P., Straw R.C., & Vail D.M. Tumors of the skeletal system. In: Small Animal Clinical Oncology. 4th edn. Eds S. J. Withrow and E. G. MacEwen. W. B. Saunders, Philadelphia, PA, USA. 2007, pp 568-570.
7. BandersJ.A.,CastlemanW,CarberryC.A. &Tseng FS. Laryngeal chondrosarcoma in a dog // Journal of the American Veterinary Medical Association, 1987, 190,68-70.
8. Greenlee RG. & Liu S.K. Chondrosarcoma of the mitral leaflet in a dog // Veterinary Pathology, 1984, 21, 540-542.
9. Jacobson L.S. & Kirberger R.M. Canine multiple car-tilagenous exostoses: unusual manifestations and a review of the literature // Journal of American Animal Hospital Association. 1996. 32. 45-51.
Kim H.. Nakaichi M., Itomato K. &TauraY Primary chondrosarcoma in the skull of a dog // Journal of Veterinary Science, 2007, 8, 99-101.
11. LaRock R.G., Ginn RE., Burrows C.F, Newell S.M. & Henson K.L. Primary mesenchymal chondrosarcoma in the pericardium of a dog // Journal of Veterinary Diagnostic Investigation, 1997, 9,410-413.
12. Miller J.M., Walshaw R. & Bourgue A.C. Primary splenic mesenchymal chondrosarcoma//Canadian Veterinary Journal, 2005,46,163-165. .
13. Mundays J.S. SPrahlA. Retroperitoneal extraskele-tal mesenchymal chondrosarcomas in a dog // Journal of the Veterinary Diagnostic Investigation, 2002, 14, 498-500.
14. Ogilvie G.K., Reynolds H.A. & Richardson R.C., WithrowS,J., NorrisA.M., Henderson R.A., Klaus-ner J.S. & Fowler J.D. Phase II evaluation of doxorubicin for treatment of various canine neoplasms // Journal of American Veterinary Medical Association, 1989, 195, 1580-1583.
15. Owen L.N. & Bostock D.E. Multiple cartilaginous exostoses with development of a metastizing osteosarcoma in a Shetland sheepdog // Journal of Small Animal Practice, 1971, 12, 507-512.
16. Patnaik A.K. Canine extraskeletal osteosarcoma and chondrosarcoma: a clinicopathologic study of 14 cases //Veterinary Pathology, 1990, 27, 46-55.
17. Popovitch C.A., Weinstein M.J., Goldschmidt M. & ShoferF.H., etal. Chondrosarcoma: a retrospective study of 97 dogs (1987-1990) // Journal of the American Animal Hospital Association, 1994, 30, 81-85.
18. Rassnick K,M. Medical management of soft tissue sarcomas // Veterinary Clinics of North America: Small Animal Practice, 2003, 33, 517-531.
19. Southerland E.M., Miller R.T & Jones C.L Primary right atrial chondrosarcoma in a dog //Journal of American Veterinary Medical Association, 1993,203,1697-1698.
20. Sylvestre A.M., Brash M.L. Atilola M.A. O. & Cock-shutt J.R. A case series of 25 dogs with chondrosarcoma // Journal of Veterinary Comparative Orthopedics and Traumatology, 1992, 5, 13-17.
Weller R.E., Dagle G.E. & Perry R.L., et al. Primary pulmonary chondrosarcoma in a dog // Cornell Veterinary, 1992,82,447 452.
Liat Cohen, Gillian Dank, Joshua Milgram
Journal of Small Animal Practice (2010) 51, 553-557 DOI: 10.1111/j.1748-5827.2010.00977.x Принято 29 мая 2010
Университетская ветеринарная клиника, школа ветеринарной медицины Корет, Еврейский Университет Иерусалима, Израиль
|